Осуществление общественного контроля путем опубликования заключений Счетной палаты Республики Узбекистан по формированию и исполнению Государственного бюджета

22 августа текущего года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе».

В соответствии с настоящим постановлением определены задачи по дальнейшему повышению открытости и прозрачности бюджетных данных, усилению парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств.

В частности, впредь заключения Счетной палаты по формированию и исполнению Государственного бюджета, представляемые в рамках своих бюджетных полномочий, подлежат обязательному опубликованию.

Первое, представляется заключение Счетной палаты по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, в котором излагаются предложения и отзывы по результатам анализа следующих направлений:

прогноз основных макроэкономических параметров социально-экономического развития страны (темпы роста ВВП и его структура в разрезе отраслей, уровень инфляции, золотовалютные резервы, объем потребления по республике, внешнеторговой оборот и другие), а также их соответствие основным приоритетным направлениям, а именно, активной инвестиционной политике и либерализации экономики;

изменение налоговых ставок по основным направлениям налоговой политики, их воздействие, с одной стороны на Государственный бюджет, с другой стороны на налогоплательщиков и граждан, постепенное снижение налоговой нагрузки с учетом расширения налогооблагаемой базы;

основные виды источников доходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов, изменение по сравнению с показателями предыдущего года, а также их соотношение к ВВП;

структура расходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов, обоснованность их формирования и целевая адресность средств, обеспеченность отраслей социальной сферы, государственных и территориальных программ развития (проектов в сферах здравоохранения, высшего, народного и дошкольного образования, детского спорта, культуры, коммунальной сферы, дорожного строительства и транспорта, водного хозяйства, программ развития «Обод кишлок» и «Обод махалла», а также обеспечения населения доступным жильем) необходимыми источниками финансирования;

предусмотренность средств в параметрах расхода Государственного бюджета и государственных целевых фондов, необходимых для исполнения принятых решений и поручений, данных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан;

государственный долг и дефицит Государственного бюджета в процессе социально-экономического развития республики.

Второе, Счетная палата, ежегодно не позднее 10 мая, представляет в Кабинет Министров заключение по результатам внешнего аудита и оценки годового отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.

В данном заключении отражаются фактическое исполнение макроэкономическое показателей, параметров доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых фондов, утвержденных постановлением Президента, а также результаты изучения по соблюдению требованиям законодательства, при осуществлении расходов.

В соответствие с данным постановлением Президента Республики Узбекистан Министерство финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан до 1 января 2019 года обеспечит запуск и функционирование информационного портала «Открытый бюджет».

В целях осуществления общественного контроля за адресностью бюджетных расходов на портале предусматривается размещение проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также заключений Счетной палаты по ним.

Данный портал создаст нашим гражданам возможность информирования о фактах нарушения бюджетного законодательства и внесения предложений по совершенствованию бюджетного процесса.

Теперь при подготовке заключений Счетной палаты внедрено еще одно направление, в котором будет обращено особое внимание на учет обоснованных предложений и отзывов граждан, поступивших через информационный портал «Открытый бюджет» при формировании и исполнении Государственного бюджета.

Что эти заключения дадут гражданам? – В гражданском обществе население будет осведомлено об информации по уплачиваемым им налогам, направлениям их целевого использования, формированию государственных расходов, а также их распределению.

Опубликование заключений по проектам бюджета и его исполнению для широкой общественности позволит гражданам широкий доступ к достоверным и открытым сведениям, раскрывающим вопросы, такие как, для чего взимаются налоги с заработной платы и от имущества, каким образом распределяются государственные расходы и как выполняются обязательства государства по созданию необходимых условий для населения.

Кроме того, население будет иметь возможность участвовать в планировании бюджета, направлении расходов и обсуждении проекта Государственного бюджета.

В международной практике при осуществлении контроля бюджетного процесса развитых и развивающихся стран, высшими органами аудита широко применяется практика использования общественного контроля.

Например, Счетной палатой Российской Федерации рассмотрение проекта федерального бюджета осуществляется исходя из около 20 направлений, по результатам которого подготавливается заключение с последующим предоставлением широкому кругу населения (сведения о проведенных контрольных мероприятиях, результаты изучений и анализов периодически публикуются в виде бюллетеней).

Примечательно, что при подготовке заключения, также проводится анализ выполнения основных задач, отмеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Подобные функции по контролю бюджетного процесса Федеральной Счетной палатой Германии, Судом Счетов Франции (Счетная палата), Национальным управлением по аудиту Великобритании, Счетной палатой Японии осуществляются в виде отчетов.

К примеру, в Германии результаты проверки Счетной палаты по годовому отчету об исполнении бюджета, а также отчету о доходах и долгах на следующий финансовый год представляются Парламенту.

Судом Счетов Франции публикуются ежегодные отчеты о результатах контроля эффективного использования бюджетных средств, в том числе состоянии бюджетных счетов.

Национальное управление по аудиту Великобритании представляет Парламенту страны свои заключения по целевому использованию средств Государственного бюджета и на предмет соответствия предназначенным задачам, а также опубликует более 50 отчетов о результатах проведенного аудита по счетам государственных органов и предприятий.

Счетная палата Японии ежегодно проводит аудит государственных доходов и расходов и направляет в Парламент отчет о его результатах.

В отчетах высших органов аудита вышеуказанных стран излагаются результаты анализа по формированию доходов и исполнению расходов бюджета, эффективности использованных бюджетных средств для выполнения задач, определенных правительством, а также движению бюджетных счетов, которые представляются уполномоченным органам в установленные сроки.

Также Международной организацией высших органов аудита (INTOSAI) представлены рекомендации по опубликованию соответствующих отчетов высших органов аудита и принятию во внимание общественного мнения при их подготовке.

В соответствии с данным постановлением Президента Республики Узбекистан, с учетом передового международного опыта, при подготовке заключений Счетной палаты по формированию и исполнению Государственного бюджета будет обеспечено широкое использование предложений и отзывов, предоставляемых гражданами.

В частности, при подготовке прогноза основных макроэкономических показателей и проекта параметров Государственного бюджета на 2019 год особое внимание будет уделяться:

прежде всего, осуществлению основных задач, предусмотренным в Стратегии задач по пяти приоритетным направлениям развития страны;

соответствию налоговой и бюджетной политики основным направлениям, определенным Указом Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан»;

обоснованности формирования и целевой адресности расходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов, обеспеченности финансовыми средствами отраслей социальной сферы, при этом отражению задач, предусмотренных решениями, а также определенных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан в регионы республики.

Одним словом, Счетная палата, являясь высшим органом внешнего аудита и финансового контроля, будет осуществлять свои бюджетные полномочия с привлечением широкой общественности.

11 Сентябрь 2018

События

Календарь событий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Фотогалерея