О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Указ
Президента Республики Узбекистан
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля
В целях совершенствования системы государственного финансового контроля за эффективным управлением государственными финансовыми ресурсами, целевым и рациональным использованием бюджетных средств, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:
1. Установить, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Счетной палате Республики Узбекистан» к формам и видам контроля, осуществляемым Счетной палатой, начиная с 1 января 2022 года в практику дополнительно внедряются:
финансовый аудит, предусматривающий оценку ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, целевого и законного использования финансовых ресурсов, полноты доходов, а также законности финансовых операций;
аудит соответствия, предусматривающий проверку и оценку использования консолидированных и привлеченных бюджетных средств, осуществления государственных закупок и бизнес-процессов, а также обеспечения полноты доходов, на предмет соблюдения требований нормативно-правовых актов и соответствия государственным программам;
аудит эффективности, предусматривающий оценку и анализ эффективности и результативности расходов, субсидий, льгот и преференций, экономичности использования выделенных средств, выполнения установленных целевых показателей, целесообразности и результативности проектов, реализуемых за счет консолидированного бюджета и привлеченных средств, а также обеспеченности государственных и региональных программ источниками финансирования.
2. Одобрить предложение Счетной палаты о проведении финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, на первоначальном этапе в первом квартале 2022 года в министерствах, указанных в приложении № 1, на основе стандартов и пособий о внешнем аудите.
3. Счетной палате:
в срок до 1 января 2022 года разработать и утвердить стандарты организации планирования и проведения мероприятий внешнего аудита на основе Международных стандартов высших органов аудита (ISSAI), в их рамках — проведения финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия, а также стандарты проведения риск-анализа при осуществлении государственного финансового контроля;
в срок до 1 октября 2022 года совместно с Министерством иностранных дел обеспечить вступление в членство Международной организации высших органов аудита (INTOSAI) в целях внедрения Международных стандартов высших органов аудита (ISSAI), повышения квалификации работников, обмена опытом и применения передового опыта на практике.
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) Счетная палата и службы внутреннего аудита:
каждое контрольное мероприятие проводят по трехэтапной системе, включающей организационный, основной и заключительный этапы, с конкретным определением видов мероприятий аудита;
в заключении по результатам мероприятий аудита отображают в том числе условия и факторы, способствующие правонарушениям, рекомендации по их устранению, а также предложения о решении системных проблем;
б) начиная с 1 октября 2021 года Счетная палата, Министерство финансов и службы внутреннего аудита минимум один раз в квартал отчитываются о своей деятельности перед общественностью при участии представителей средств массовой информации;
в) начиная с 1 января 2022 года мероприятия финансового контроля проводятся исключительно в субъектах, включенных в годовую программу контрольных работ, за исключением камерального контроля и иных случаев, предусмотренных законодательством.
5. Счетной палате совместно с Министерством финансов и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2022 года обеспечить запуск программного комплекса «Государственный аудит» (далее — программа «Государственный аудит»).
Определить, что:
все мероприятия государственного финансового контроля, проведенные в бюджетных организациях, государственных целевых фондах и созданных в установленном порядке иных фондах, включая мероприятия аудита служб внутреннего аудита, регистрируются в программе «Государственный аудит»;
по каждому контрольному мероприятию составляется план проведения контрольного мероприятия, включающий изучаемые вопросы, предмет мероприятия, порядок аккумулирования и анализа информации;
мероприятия, не зарегистрированные в программе «Государственный аудит», являются незаконными;
все виды документов по результатам всех мероприятий государственного финансового контроля, включая мероприятия аудита служб внутреннего аудита (за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну), аккумулируются в программе «Государственный аудит»;
письменное мнение организации, в которой проведено контрольное мероприятие, о фактах, выявленных при проведении мероприятия государственного финансового контроля, вносится в программу «Государственный аудит» в пятидневный срок после завершения контрольного мероприятия.
При этом расходы на разработку, техническую поддержку и постоянное совершенствование функциональных возможностей программы «Государственный аудит» финансируются из республиканского бюджета Республики Узбекистан.
6. Министерству финансов совместно со Счетной палатой:
начиная с 2022 года внедрить систему аудита с участием граждан, предусматривающую ежеквартальное проведение Министерством финансов и каждой службой внутреннего аудита контрольных мероприятий минимум на двух объектах, определенных системой аудита с участием граждан;
в двухмесячный срок разработать порядок определения объекта проведения аудита с участием граждан и регулярной оценки общественностью эффективности деятельности органов государственного финансового контроля.
7. Установить, что:
Счетная палата проводит внешний аудит проектов и исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
ответственные работники Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Счетной палаты;
управленческий, вспомогательный и технический персонал Счетной палаты по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к соответствующим работникам Администрации Президента Республики Узбекистан;
общая предельная численность вспомогательного и технического персонала Счетной палаты утверждается председателем Счетной палаты на основе Методики определения нормативов соотношения численности управленческого, обслуживающего и технического персонала органов государственного и хозяйственного управления.
8. Установить предельную численность управленческого персонала Счетной палаты 110 штатных единиц, а также утвердить обновленную структуру Счетной палаты согласно приложению № 2.
Предоставить председателю Счетной палаты право на внесение, при необходимости, изменений в утвержденную структуру Счетной палаты в рамках установленной общей численности работников.
9. Создать и утвердить состав Коллегии Счетной палаты (далее — Коллегия) согласно приложению № 3.
10. Определить, что на заседания Коллегии могут приглашаться также должностные лица других министерств, ведомств, предприятий, органов государственной власти на местах и представители общественности.
11. Возложить на Коллегию задачи по:
проведению обсуждений работы министерств и ведомств по предупреждению фактов нарушений бюджетного законодательства, выявленных в результате мероприятий государственного финансового контроля, а также профилактике данных нарушений;
рассмотрению предложений о внедрении международно признанных методов и инструментов организации и осуществления государственного финансового контроля и деятельности внутреннего аудита;
устранению противоречий и совершенствованию нормативно-правовых актов, внесению предложений в министерства и ведомства о внесении изменений в устаревшие и утратившие свою актуальность нормативно-правовые акты;
определению перспективных направлений, предусматривающих профилактику и предупреждение финансовых правонарушений;
проведению обсуждений результатов деятельности служб внутреннего аудита и рассмотрению предложений о повышении ответственности внутренних аудиторов.
12. Счетной палате (Б. Турабов) в срок до конца 2021 года:
обеспечить создание базы данных системы государственного финансового контроля, а также автоматизированного программного обеспечения проведения камерального контроля;
совместно с Министерством финансов и Министерством высшего и среднего специального образования принять меры по привлечению высших образовательных учреждений к процессу подготовки и повышения квалификации кадров по направлению образования, специализированном на бюджетном контроле и аудите.
13. Присвоить Счетной палате статус юридического лица, в связи с чем Финансово-хозяйственному департаменту Администрации Президента Республики Узбекистан обеспечить:
размещение Счетной палаты по адресу: город Ташкент, улица Ислама Каримова, 43 на основе права безвозмездного пользования;
безвозмездную передачу на баланс Счетной палаты закрепленных за ней офисных принадлежностей (компьютеров, принтеров, средств связи, мебели и иного необходимого инвентаря и оборудования).
14. Определить, что деятельность Счетной палаты финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в установленном порядке по заявкам Счетной палаты обеспечить:
Счетную палату необходимыми видами связи, включая правительственную, а также широкополосным доступом к сети Интернет;
поддержку бесперебойного функционирования программного обеспечения, используемого в деятельности Счетной палаты.
Министерству финансов обеспечить выделение средств, необходимых для содержания, внедрения информационных систем и повышения квалификации работников Счетной палаты, а также ее обеспечения необходимой компьютерной техникой, мебелью и средствами связи.
16. Утвердить «Дорожную карту» по совершенствованию системы государственного финансового контроля в 2021-2022 годах согласно приложению № 4.
17. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
18. Счетной палате совместно с Министерством финансов, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
19. Возложить на первого заместителя председателя Счетной палаты Б.Т. Турабова и министра финансов Т.А. Ишметова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Проведение обсуждений хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2022 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
27 августа 2021 г.,
№ УП-6300
9 Октябрь 2023
События
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |