НОВЫЙ ЭТАП МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС

Очередное 5-е совещание руководителей высших органов финансового контроля государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошло под председательством Генерального аудитора Пакистана.

 

 

Тема совещания: “Обмен знаниями и опытом проведения аудита расходов относительно COVID-19”. В нем приняли участие руководители высших органов финансового контроля 8 государств-членов ШОС.

 

 

Повестка дня включала рассмотрение и утверждение Плана мероприятий в рамках сотрудничества Высших органов финансового контроля государств-членов ШОС на 2022–2023 гг. 

В мероприятии принял участие первый заместитель Председателя Счетной палаты Республики Узбекистан Баходир Турабов, выступивший с докладом и презентацией на тему «Дистанционный аудит» (“remote auditing”).

Участники были проинформированы об опыте Счетной палаты Республики Узбекистан по проведению дистанционных проверок. В частности, основное внимание было уделено следующим ключевым аспектам.

 

ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Пандемия коронавируса в 2020 году коснулась также и деятельности высших органов финансового контроля. 

Во-первых, в результате пандемии, негативно отразившейся на деятельности налогоплательщиков в стране, в том числе предприятий с госдолей, произошло резкое сокращение поступлений в государственный бюджет.

В результате этого возник дефицит бюджетных средств для постоянного финансирования таких важных расходов социального значения, как заработная плата, медикаменты и продукты питания.

Во-вторых, в связи с необходимостью строительства в сжатые сроки карантинных центров и медицинских учреждений в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, для закупки медицинского оборудования, лекарственных средств, продуктов питания был введен порядок осуществления затрат без проведения конкурса (тендера).

Это, в свою очередь, привело к риску приобретения некачественной продукции по цене выше рыночной, или в условиях конфликта интересов. 

В-третьих, из-за ограниченных возможностей проведения государственного аудита на местах, возрос риск нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Это создало трудности контроля законности расходования средств объектом аудита без изучения его деятельности и первичных учетных документов. Счетной палате пришлось перейти исключительно к дистанционной работе.

 

Кроме того, в настоящее время встречаются ряд трудностей при осуществлении дистанционного аудита.

В частности, 
• информационно-коммуникационные технологии внедрены 
в деятельность на надлежащем уровне не во всех объектах контроля;
• базы данных не полностью переведены в электронный формат;
• недостаточность методологической базы для проведения дистанционного аудита; 
• недостаток профессиональных навыков и опыта полноценного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий и проведения дистанционного контроля.

 

ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО АУДИТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 

В данной момент Счетная палата имеет возможность «онлайн» мониторинга путем подключения к программному обеспечению 45 министерств и госорганов страны. 

В связи с этим, уделено особое внимание 3 приоритетным направлениям при проведении дистанционного аудита. 

 

Первое направление – выявление дополнительных источников поступлений в государственный бюджет.

 

 

При этом, путем дистанционного сопоставления электронных отчетов в программных комплексах налоговых, финансовых органов и органов статистики были выявлены и взысканы в бюджет дополнительные источники поступлений. 

Например, путем сопоставления показателей налоговой отчетности с показателями органов статистики, внешнеторгового оборота, объемов завершенного строительства и государственных закупок, были предотвращены случаи занижения источников уплаты налога.

Посредством базы данных Агентства по управлению государственными активами был проведён анализ финансовых результатов государственных предприятий, что обеспечило выплату дивидендов в госбюджет. 
Был осуществлен контроль за процессом реализации существующих инвестиционных проектов и своевременной выплаты налогов.

Были выявлены существующие проблемы и представлены рекомендации Правительству по их устранению. 

В частности, были даны предложения по приглашению зарубежных экспертов узкой специализации путем организации чартерных рейсов, а также ускорения запуска 81 запоздавшего крупного инвестиционного проекта.

 

Второе направление – осуществление дистанционного контроля за правильным и целевым использованием средств, направляемых на борьбу с последствиями пандемии и изучение возможности оптимизации расходов государственного бюджета.

 

 

Все сотрудники Счетной палаты были задействованы для ежедневного мониторинга расходов министерств и ведомств посредством этой информационной системы.

С помощью программного комплекса Министерства финансов был проведен анализ расходов и расходы, не имеющие высокий приоритетный характер, совместно с Правительством были перенесены на будущие периоды.

Особое внимание также уделялось своевременной выплате заработной платы путем ежедневного мониторинга базы данных Министерства финансов, Министерства здравоохранения, коммерческих банков и других организаций.

Особое внимание обращено на недопущение в учреждениях здравоохранения нарушений законодательства на всех этапах – при проведении государственных закупок, учете и списании товарно-материальных ценностей, включая поступивших за счет государственных резервов и гуманитарной помощи, а также их эффективном использовании.

В частности, в период пандемии были временно приостановлены расходы государственного бюджета, связанные с приобретением основных средств и капитальным ремонтом.

Поскольку во время пандемии сократилось масштабное строительство, Счетной палатой был проведен дистанционный контроль над строительством карантинных зон и больниц. 

Используя базы данных Казначейства, заказчика и проектных организаций, удалось избежать необоснованных и чрезмерных затрат путем сопоставления данных об объемах строительства, выполненных подрядчиками.

Был проведен дистанционный анализ реальной потребности центров карантина и больниц в лекарствах и продуктах питания, что позволил выявить излишние и нецелевые расходы. 

Например, был определен объем потребности в лекарствах и продуктах питания по нормам, принятым Министерством здравоохранения, исходя из количества зараженных коронавирусом граждан.

В соответствии с поручением Президента был организован фонд “Доброта и поддержка”, а также запущен отдельный веб-портал (saxovat.uz) для ведения учета движения средств данного фонда. 

Посредством данного портала был установлен дистанционный контроль над адресностью выплаты действительно нуждающимся в социальной поддержке гражданам денежных средств и материальных ценностей, поступивших в фонд от государства, а также благотворителей и меценатов.

 

Третье направление – осуществление дистанционного контроля за своевременным и качественным исполнением, предусмотренных в законах и решениях Главы государства поручений.

Для этого создан специальный программный комплекс “Ijro.gov.uz”, в которое Министерством юстиции вносятся все поручения государственным органам.

 

 

Ответственные исполнители вносят в программный комплекс информацию о результатах исполнения этих поручений.
Министерством юстиции и Правительством осуществляется предварительное рассмотрение результатов исполнения и вносятся соответствующие заключения. 

Счетная палата дистанционно осуществляет проверку достоверности внесенной в программный комплекс информации.

В частности, в 2020 году Президентом Республики Узбекистан были приняты 17 указов и постановлений, направленных на снижение негативного воздействия коронавирусной пандемии, поддержку населения и субъектов предпринимательства.

В данных указах и постановлениях были даны 290 поручений исполнительной власти.

При этом, поручения были направлены в основном на предоставление субъектам предпринимательства временных налоговых льгот и преференций, выделение целевых средств на мероприятия по обеспечению занятости населения.

Счетной палатой в условиях пандемии был установлен дистанционный контроль посредством программного комплекса “Ijro.gov.uz” над выполнением исполнительной властью вышеуказанных поручений.

 

ПАНДЕМИЯ – ЭТО КРИЗИС И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Пандемия коронавируса открыла совершенно новую страницу в работе государственных и негосударственных учреждений. Пандемия принесла с собой и кризис, и одновременно побуждает искать новые возможности. 

Авторитетные международные компании по консалтингу и аудиту (например, Делойт) отметили, что дистанционный формат работы многих организаций открыл дорогу к инновациям.

Исходя из этого, у организаций сегодня есть также возможность сделать свою работу инклюзивной и гибкой.

В связи с этим Счетная палата Республики Узбекистан нацелена на дальнейшее развитие партнерства с органами внешнего аудита других стран, а также международными финансовыми институтами.

Одним из ключевых вопросов повестки дня является активизация международного сотрудничества в сфере использования дистанционного государственного финансового, а также эффективного использования информационных технологий и программного обеспечения.


В этом плане, ШОС, охватывающая 60 % территории Евразии, 45 % населения мира и 20 % мирового валового продукта, является перспективным пространством международного сотрудничества.

ШОС нацелена на укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, эффективное сотрудничество в политической, торгово-экономической и культурной сферах, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе. 

Для достижения этих целей большое значение имеет сотрудничество между высшими органами финансового контроля стран-членов.

 

 

 

31 Март 2022

События

Календарь событий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Фотогалерея