Закон О Счетной палате Республики Узбекистан

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Принят Законодательной палатой 18 мая 2019 года
Одобрен Сенатом 21 июня 2019 года
 
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан.
Статья 2. Законодательство о Счетной палате Республики Узбекистан
Законодательство о Счетной палате Республики Узбекистан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Статья 3. Правовой статус Счетной палаты Республики Узбекистан
Счетная палата Республики Узбекистан (далее — Счетная палата) является высшим органом государственного внешнего аудита и финансового контроля.
Счетная палата имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием на государственном языке.
Статья 4. Основные задачи Счетной палаты
Основными задачами Счетной палаты являются:
осуществление системного анализа формирования проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее — Государственный бюджет) и его соответствия приоритетам социально-экономического развития страны;
осуществление аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования;
изучение и контроль полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в установленном порядке;
выявление и мобилизация резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий;
проведение аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, выявление возможности по их сокращению на всех уровнях;
осуществление оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;
выработка предложений по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также международного опыта;
осуществление оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработка предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности;
организация и осуществление контроля за полным и своевременным исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны и глав иностранных государств в Республику Узбекистан (далее — визиты на высшем уровне), и инвестиционных проектов с участием хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения (далее — стратегические предприятия);
проведение внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств Республики Узбекистан, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Статья 5. Основные принципы деятельности Счетной палаты
Основными принципами деятельности Счетной палаты являются законность, независимость, объективность, открытость и прозрачность.
Статья 6. Принцип законности
Должностные лица Счетной палаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.
Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения требований закона, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность.
Статья 7. Принцип независимости
Счетная палата осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, подчиняясь только закону.
Вмешательство государственных органов, иных организаций и их должностных лиц в деятельность Счетной палаты запрещается.
Проверка деятельности Счетной палаты осуществляется по решению Президента Республики Узбекистан.
Статья 8. Принцип объективности
Счетная палата обязана осуществлять свою деятельность посредством установления фактических обстоятельств дел, не допуская влияния субъективного мнения на принимаемые должностными лицами Счетной палаты решения.
Статья 9. Принцип открытости и прозрачности
Счетная палата осуществляет свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами и иными организациями.
Ежегодный отчет о деятельности Счетной палаты представляется Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
Заключения Счетной палаты по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также годовому отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня их представления в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Статья 10. Подчиненность и подотчетность Счетной палаты
Счетная палата в своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, подотчетна ему, а также палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Глава 2. Структура и состав Счетной палаты
Статья 11. Структура и состав Счетной палаты
Структура и предельная штатная численность Счетной палаты утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
Счетная палата образуется в составе председателя Счетной палаты, его первого заместителя и заместителей, а также заведующих секторами, главных инспекторов, ведущих инспекторов, инспекторов и работников вспомогательного персонала Счетной палаты.
Статья 12. Назначение и освобождение от должности должностных лиц и работников Счетной палаты
Счетную палату возглавляет председатель Счетной палаты, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Первый заместитель и заместители председателя Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.
Заведующие секторами, главные инспекторы, ведущие инспекторы и инспекторы Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Счетной палаты.
Работники вспомогательного персонала Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан по представлению председателя Счетной палаты.
Статья 13. Полномочия председателя Счетной палаты
Председатель Счетной палаты:
организует работу Счетной палаты и осуществляет руководство ее деятельностью;
представляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодные отчеты о деятельности Счетной палаты;
представляет Президенту Республики Узбекистан на системной основе информацию о деятельности Счетной палаты, в том числе по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет;
принимает распоряжение об организации контроля по вопросам, входящим в полномочия Счетной палаты;
организует контроль за исполнением принятых Счетной палатой решений;
принимает участие в заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их комитетов, комиссий и депутатских объединений при Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также в заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
может участвовать в заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан, вносить вопросы на его рассмотрение и высказывать мнение по рассматриваемому вопросу;
заключает с соответствующими органами внешнего аудита и финансового контроля иностранных государств, международными организациями и их представительствами соглашения о сотрудничестве;
представляет должностных лиц Счетной палаты к государственным наградам Республики Узбекистан.
Статья 14. Полномочия первого заместителя и заместителей председателя Счетной палаты
Первый заместитель и заместители председателя Счетной палаты осуществляют свои полномочия в соответствии с законодательством и Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан.
Статья 15. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Счетной палаты
Должностные лица Счетной палаты при исполнении служебных обязанностей имеют право:
присутствовать на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их комитетов, комиссий и депутатских объединений при Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, коллегий органов исполнительной власти и других государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов контроля, иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, если иное не предусмотрено законодательством;
в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений и для пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством, составлять акт осмотра, изъятия и опись изъятых документов и при необходимости опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;
направлять запросы должностным лицам государственных органов;
требовать и получать от должностных лиц объектов контроля письменные объяснения по фактам нарушений, выявленных при проведении контроля, а также необходимые заверенные надлежащим образом копии документов;
знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, в том числе с документами, содержащими государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации для закрепления результатов контроля;
знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;
оформлять акты, справки и заключения по результатам контроля, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.
Должностным лицам Счетной палаты руководители объектов контроля обязаны создавать необходимые условия для работы.
Должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность объектов контроля, а также разглашать полученную информацию до принятия председателем Счетной палаты соответствующего решения.
Должностные лица Счетной палаты обязаны сохранять государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными при проведении контроля, объективно проводить контроль и достоверно отражать его результаты.
Должностные лица Счетной палаты обязаны сообщать председателю Счетной палаты о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Должностные лица Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законом за объективность и достоверность результатов проведенного ими контроля.
Статья 16. Ограничения в деятельности должностных лиц Счетной палаты
Должностные лица Счетной палаты не вправе:
замещать иные должности в органах государственного и хозяйственного управления, в органах государственной власти на местах и других организациях;
заниматься предпринимательской деятельностью;
вступать в политическую партию в период осуществления ими своих полномочий.
Должностные лица Счетной палаты на период своих полномочий обязаны приостановить свое членство в политической партии в случае наличия такового.
Глава 3. Взаимодействие Счетной палаты с государственными органами и иными организациями
Статья 17. Взаимодействие и обмен информацией Счетной палаты с государственными органами и иными организациями
Счетная палата в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет взаимодействие и обмен информацией, в том числе в электронной форме, с государственными органами и иными организациями.
Счетная палата и Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляют информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве.
Государственные органы и иные организации в пределах своих полномочий обязаны оказывать содействие Счетной палате при выполнении возложенных на нее задач.
Статья 18. Обязательность выполнения законных требований Счетной палаты
Законные требования Счетной палаты, в том числе о соблюдении законодательства, представлении документов, материалов контроля и других сведений, выделении специалистов, явке и даче объяснений по фактам нарушения законодательства, обязательны для выполнения всеми государственными органами и иными организациями, должностными лицами и гражданами.
Документы, материалы и иные сведения, предусмотренные в части первой настоящей статьи, предоставляются безвозмездно.
Статья 19. Обязательность исполнения решений Счетной палаты
Решения, принятые Счетной палатой в рамках предоставленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также их должностными лицами.
Глава 4. Функции Счетной палаты
Статья 20. Функции Счетной палаты в сфере осуществления системного анализа формирования проекта Государственного бюджета и его соответствия приоритетам социально-экономического развития страны
Счетная палата в сфере осуществления системного анализа формирования проекта Государственного бюджета и его соответствия приоритетам социально-экономического развития страны:
осуществляет оценку соответствия макроэкономических показателей и проекта Государственного бюджета приоритетам проводимой политики, а также принятым целевым комплексным программам социально-экономического развития страны;
проводит анализ формирования проектов Государственного бюджета, государственных целевых и иных фондов, созданных в установленном порядке, в отраслевом и территориальном разрезах;
осуществляет оценку объективности и обоснованности прогноза показателей доходов Государственного бюджета с учетом особенностей и налогового потенциала регионов;
выдает заключения по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной год.
Статья 21. Функции Счетной палаты в сфере осуществления аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования
Счетная палата в сфере осуществления аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования:
проводит аудит обеспеченности источниками финансирования принимаемых государственных и территориальных программ;
осуществляет контроль за своевременным выделением средств на финансирование проектов, реализуемых в рамках государственных и территориальных программ;
осуществляет контроль за полнотой и эффективностью реализации государственных и территориальных программ.
Статья 22. Функции Счетной палаты в сфере изучения и контроля полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в установленном порядке
Счетная палата в сфере изучения и контроля полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в установленном порядке:
проводит системный анализ уровня собираемости налогов и таможенных платежей в разрезе видов налогов и регионов, выявляет причинно-следственные факторы, повлиявшие на его снижение в отраслевом и территориальном разрезах;
контролирует и ведет мониторинг за формированием Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и иных фондов, созданных в установленном порядке;
осуществляет контроль за полнотой охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, формированием адресных направлений и программ контроля, в том числе на основе анализа и мониторинга базы данных налоговых и других государственных органов;
проводит анализ и осуществляет контроль по вопросам, связанным с поступлениями в бюджеты бюджетной системы средств от разгосударствления, приватизации и аренды государственного имущества;
осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей собственности на предмет правильности начисления и выплаты дивидендов.
Статья 23. Функции Счетной палаты в сфере выявления и мобилизации резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий
Счетная палата в сфере выявления и мобилизации резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий:
проводит оценку достоверности базы данных государственных органов и иных организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей;
осуществляет анализ деятельности предприятий отраслей экономики, направленный на выявление резервов дополнительных поступлений в бюджеты бюджетной системы;
принимает меры по выявлению и обеспечению мобилизации резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы на основе анализа и оценки системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования;
принимает меры по повышению ответственности и всестороннему содействию финансовым и государственным налоговым органам в качественном формировании и выполнении прогноза доходов, расширении налогооблагаемой базы, обеспечении полноты собираемости налогов и учета налогоплательщиков.
Статья 24. Функции Счетной палаты в сфере проведения аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, выявления возможностей по их сокращению на всех уровнях
Счетная палата в сфере проведения аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, выявления возможностей по их сокращению на всех уровнях:
ведет мониторинг за исполнением расходной части Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и иных фондов, созданных в установленном порядке;
осуществляет контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, средств государственных целевых и иных фондов, созданных в установленном порядке;
осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных ссуд и кредитных линий Министерства финансов Республики Узбекистан;
проводит контроль за правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими представительствами Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;
осуществляет контроль за правильным применением требований актов законодательства в сфере государственных закупок;
осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета и расходованием государственных средств на всех уровнях бюджетов бюджетной системы и принимает меры по выявлению возможностей по сокращению государственных расходов;
проводит анализ эффективности выполнения финансовыми органами, включая казначейские подразделения, функций по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджетов бюджетной системы;
осуществляет контроль законности формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;
проводит внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, представляет по ним заключения в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Статья 25. Функции Счетной палаты в сфере осуществления оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований
Счетная палата в сфере осуществления оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований:
проводит мониторинг и осуществляет контроль за формированием инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;
осуществляет контроль за полнотой и эффективностью реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований.
Статья 26. Функции Счетной палаты в сфере выработки предложений по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также международного опыта
Счетная палата в сфере выработки предложений по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также международного опыта:
ведет учет и классифицирует выявляемые виды нарушений бюджетного законодательства в ходе выполнения возложенных на нее задач;
анализирует результаты контрольных мероприятий, а также нарушений бюджетного законодательства, причин и условий, им способствующих, вырабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства;
проводит анализ нарушений налогового и таможенного законодательства, причин и условий, им способствующих, подготавливает предложения по их совершенствованию, отмене налоговых и таможенных льгот, а также изменению ставок налогов;
проводит мониторинг реализации норм бюджетного законодательства и выявляет отклонения в бюджетном процессе;
изучает соответствие бюджетного процесса и бюджетного законодательства международным нормам и стандартам.
Статья 27. Функции Счетной палаты в сфере осуществления оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработки предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности
Счетная палата в сфере осуществления оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработки предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности:
проводит анализ и осуществляет контроль за формированием, исполнением бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и их сбалансированностью;
изучает обоснованность установленных нормативов отчислений общегосударственных налогов между вышестоящим и нижестоящим бюджетами, выделяемых межбюджетных трансфертов;
проводит оценку правильности разграничения расходных обязательств между вышестоящим и нижестоящим бюджетами;
подготавливает предложения по оптимизации соотношения финансовых ресурсов между бюджетами всех уровней исходя из решения задач, возложенных на местные органы государственной власти.
Статья 28. Функции Счетной палаты в сфере организации и осуществления контроля за полным и своевременным исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий
Счетная палата в сфере организации и осуществления контроля за полным и своевременным исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий:
оказывает содействие министерствам, государственным комитетам и ведомствам в подготовке документов для подписания в ходе визитов на высшем уровне с анализом их обоснованности и возможности дальнейшей реализации;
формирует базы данных решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий;
содействует в реализации документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий, проводит системный анализ и выявляет факторы, препятствующие своевременному и эффективному исполнению соответствующих мероприятий с принятием оперативных мер по их решению для достижения конечных результатов, в том числе с выездом на места;
осуществляет мониторинг и постоянный контроль за полным и своевременным исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий и вносит по их результатам информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
изучает на основе первичных данных обоснованность информации министерств, государственных комитетов и ведомств о реализации документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий;
проводит периодическое обсуждение реализации документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, путем организации «телемоста» с иностранными партнерами и дипломатическими представительствами Республики Узбекистан за рубежом, оценку эффективности их деятельности в представлении конкретных инициативных инвестиционных проектов с обоснованными расчетами.
Статья 29. Функции Счетной палаты в сфере проведения внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств Республики Узбекистан, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Счетная палата в сфере проведения внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств Республики Узбекистан, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
проводит анализ и оценку мер по укреплению национальной валюты, повышению ее покупательной способности, оптимизации денежной массы и денежных агрегатов и сокращению внебанковского оборота;
изучает и проводит анализ финансовой устойчивости банковской системы;
анализирует состояние внешнеторгового оборота и платежного баланса Республики Узбекистан;
изучает спрос и предложение валюты на внутреннем валютном рынке, осуществляет контроль за конвертируемостью национальной валюты;
осуществляет оценку объемов и целесообразности государственных внешних заимствований, контроль за эффективным и рациональным использованием средств иностранных кредитов и грантов, а также за своевременным обслуживанием внешних кредитов, полученных Республикой Узбекистан или под государственную гарантию Республики Узбекистан;
осуществляет контроль за воспроизводством и операциями с золотовалютными резервами, проводит анализ осуществляемых мер по управлению внешними активами, вырабатывает предложения по их эффективному размещению и переразмещению в зарубежных банках, обеспечивает надзор за операциями, проводимыми с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
согласовывает все решения по совершению операций с золотовалютными резервами, где в качестве одной из сторон выступает Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы;
осуществляет контроль за законностью проведения валютных, экспортных и импортных операций;
проводит мониторинг за эффективностью управления государственным долгом, осуществляет контроль за его своевременным обслуживанием.
Глава 5. Полномочия, формы и виды контроля Счетной палаты
Статья 30. Полномочия Счетной палаты
Счетная палата:
запрашивает и получает от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, других государственных органов и иных организаций материалы, сведения и разъяснения по вопросам, входящим в ее полномочия;
получает доступ к базе данных государственных органов и иных организаций в режиме реального времени, в том числе банков, используемых для реализации возложенных на нее задач;
запрашивает и получает от Министерства финансов Республики Узбекистан и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
привлекает в пределах своих полномочий для проведения контроля государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;
привлекает работников финансовых, налоговых и других государственных органов к осуществляемому контролю по оценке правильности прогноза доходов Государственного бюджета, расширению налогооблагаемой базы, обеспечению полноты собираемости налогов и учета объектов налогообложения;
осуществляет предварительный и последующий контроль по вопросам, входящим в ее полномочия;
осуществляет контроль за поступлением финансовых и иных средств политическим партиям и их целевым использованием;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключения по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики;
осуществляет внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов;
осуществляет контроль за законностью формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;
осуществляет контроль за формированием и использованием средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, а также иных фондов, созданных при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центрального банка Республики Узбекистан, его структурных подразделений и учреждений;
вносит по результатам контроля предписания, представления, аналитические записки и заключения;
передает соответствующие материалы в правоохранительные органы при выявлении данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе признаки коррупционных правонарушений в период проведения контроля;
вносит по результатам контроля предложения по повышению эффективности деятельности государственных органов и иных организаций;
вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций за неполное и несвоевременное исполнение решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий, в том числе за неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе их исполнения посредством информационной системы «ijro.gov.uz», допущение бюрократизма и затягивание сроков решения вопросов;
организовывает взаимодействие с Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, в том числе по вопросам планирования и проведения совместного контроля бюджетных организаций, получателей бюджетных средств, иных государственных органов и организаций;
выдает заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой;
привлекает в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетной и сметно-штатной дисциплины, а также воспрепятствовании законной деятельности Счетной палаты;
вправе обращаться в суд в целях защиты экономических интересов Республики Узбекистан без уплаты государственной пошлины.
Статья 31. Формы и виды контроля, осуществляемого Счетной палатой
Счетная палата в рамках возложенных на нее задач и полномочий осуществляет контроль в форме ревизии, проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением нарушений бюджетного законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой) и изучения в виде предварительного и последующего контроля.
В целях реализации возложенных на нее задач Счетная палата принимает предписания и представления, а также готовит аналитические записки и заключения.
Статья 32. Предписание
При выявлении в ходе последующего контроля нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и иной деятельности объектов контроля, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также по результатам последующего контроля, в том числе проверки достоверности базы данных государственных органов и иных организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей, Счетная палата вправе направить руководителям объектов контроля или вышестоящей организации предписание для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.
Предписание Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты либо первым заместителем или заместителями председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан.
Предписание Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий, способствующих возникновению таких нарушений.
Предписание Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в предписании срок или, если срок не указан, в течение тридцати дней со дня его внесения в объект контроля. Срок выполнения предписания может быть продлен по решению председателя Счетной палаты на тот же срок, но не более одного раза. О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта контроля или его вышестоящей организацией.
Статья 33. Представление
При выявлении в ходе последующего контроля неисполнения утвержденного прогноза доходов Государственного бюджета и несокращения налоговой задолженности по платежам в бюджет Счетная палата вправе вносить в Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, а также в органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарных взысканий к руководителям территориальных финансовых органов, органов государственной налоговой и таможенной службы.
За некачественное и несвоевременное исполнение решений и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, и инвестиционных проектов с участием стратегических предприятий посредством информационной системы «ijro.gov.uz» Счетная палата вправе вносить в министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственной власти на местах и иные организации представления о применении к их работникам мер дисциплинарного взыскания.
Представление Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты либо первым заместителем или заместителями председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан.
Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и требование о рассмотрении применения мер дисциплинарного взыскания, а также устранении причин и условий, способствующих возникновению таких недостатков.
Представление Счетной палаты должно быть выполнено не позднее одного месяца со дня его внесения.
О принятых мерах по результатам выполнения представления Счетная палата уведомляется в письменной форме.
Статья 34. Аналитическая записка
Аналитическая записка готовится Счетной палатой по результатам контроля, проведенного по поручениям Президента Республики Узбекистан и запросам палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также по результатам изучения определенной сферы и деятельности объекта контроля.
Аналитическая записка подписывается председателем Счетной палаты либо первым заместителем или заместителями председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан.
Аналитическая записка должна содержать обобщенные данные о проведенном изучении или анализе, краткое описание выявленных проблем, имеющихся препятствий и недостатков, а также предложения по их устранению.
Статья 35. Заключение
Заключение готовится Счетной палатой по результатам анализа формирования параметров проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, по результатам внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, по результатам контроля за поступлением финансовых и иных средств политическим партиям и их целевым использованием, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Заключение подписывается председателем Счетной палаты либо первым заместителем или заместителями председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан.
Статья 36. Воспрепятствование законной деятельности Счетной палаты
Воспрепятствование законной деятельности Счетной палаты, выразившееся в уклонении от исполнения или несвоевременном исполнении предписаний и представлений Счетной палаты, непредставлении доступа к базе данных и информации, предоставлении заведомо недостоверной информации, а также вмешательство в деятельность Счетной палаты и воздействие в какой бы то ни было форме на ее должностных лиц с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных на них задач и функций влечет установленную законом ответственность.
Глава 6. Организация деятельности Счетной палаты
Статья 37. Регламент Счетной палаты Республики Узбекистан
Вопросы деятельности Счетной палаты, внутреннее распределение обязанностей между должностными лицами Счетной палаты, порядок ведения дел определяются Регламентом Счетной палаты Республики Узбекистан, утверждаемым председателем Счетной палаты.
Статья 38. Планирование работы Счетной палаты
Счетная палата организует свою деятельность на основе годовой программы контрольных работ, которая формируется исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими в полномочия Счетной палаты. Годовая программа контрольных работ утверждается председателем Счетной палаты.
Обязательному включению в годовую программу контрольных работ Счетной палаты подлежат контрольные мероприятия, проводимые на основании решений и поручений Президента Республики Узбекистан и запросов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Организация исполнения годовой программы контрольных работ Счетной палаты осуществляется на основании распоряжения Счетной палаты, которым из числа должностных лиц Счетной палаты назначаются ответственные за организацию каждого контрольного мероприятия.
Статья 39. Стандарты Счетной палаты
Стандарты Счетной палаты состоят из стандартов организации деятельности Счетной палаты, а также стандартов внешнего аудита и финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой.
Стандарты организации деятельности Счетной палаты, а также стандарты внешнего аудита и финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, разрабатываются и утверждаются Счетной палатой.
Стандарты организации деятельности Счетной палаты определяют характеристики, правила и процедуры организации и осуществления в Счетной палате методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими государственными органами и иными организациями и другие виды внутренней деятельности Счетной палаты.
Стандарты внешнего аудита и финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, определяют общие требования, характеристики, правила и процедуры контрольной деятельности.
Глава 7. Правовая и социальная защита должностных лиц Счетной палаты
Статья 40. Гарантии правовой защиты должностных лиц Счетной палаты
Должностные лица Счетной палаты находятся под защитой государства.
Должностные лица Счетной палаты при выполнении своих обязанностей подчиняются только непосредственному или прямому руководителю.
Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность должностных лиц Счетной палаты, кроме лиц, прямо уполномоченных законом, а также принуждать должностных лиц Счетной палаты к выполнению обязанностей, которые законом не возложены на Счетную палату.
Статья 41. Гарантии неприкосновенности должностных лиц Счетной палаты
Уголовное дело в отношении должностных лиц Счетной палаты может быть возбуждено Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Вопрос о привлечении должностных лиц Счетной палаты к административной ответственности решается председателем Счетной палаты.
Статья 42. Материальное и социальное обеспечение должностных лиц Счетной палаты
Председатель Счетной палаты по статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения приравнивается к советнику Президента Республики Узбекистан, первый заместитель председателя Счетной палаты — к первому заместителю советника Президента Республики Узбекистан, заместитель председателя Счетной палаты — к заместителю советника Президента Республики Узбекистан, ответственные работники Счетной палаты — к соответствующим работникам Администрации Президента Республики Узбекистан.
Должностным лицам Счетной палаты выплачиваются ежемесячные надбавки в коэффициентах к должностному окладу за особые условия труда и выслугу лет за непрерывный стаж в порядке и размерах, установленных законодательством.
За должностными лицами Счетной палаты сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные классы, дипломатические ранги и другие), присвоенные по прежнему месту работы.
Должностные лица Счетной палаты пользуются всеми льготами, мерами материальной и социальной защиты, установленными для работников по прежнему месту работы, с учетом условий труда и с сохранением размеров должностного оклада и иных выплат, действующих в Администрации Президента Республики Узбекистан.
Время работы в Счетной палате включается в стаж работы, необходимый для присвоения воинских и специальных званий.
Присвоение воинских и специальных званий во время работы в Счетной палате производится по истечении сроков, необходимых для присвоения соответствующих воинских и специальных званий, в порядке, предусмотренном по прежнему месту работы.
За достигнутые высокие результаты трудовой деятельности, образцовое исполнение обязанностей, а также другие особые заслуги должностные лица Счетной палаты могут быть представлены к государственным наградам Республики Узбекистан.
Статья 43. Обеспечение должностных лиц Счетной палаты жилой площадью
Должностным лицам Счетной палаты за аренду (наем) жилых помещений выплачивается денежная компенсация.
Должностным лицам Счетной палаты предоставляется право приобретения жилых помещений с использованием льготных долгосрочных ипотечных кредитов.
Статья 44. Гарантии трудоустройства должностных лиц Счетной палаты
Должностным лицам Счетной палаты после прекращения их трудовой деятельности предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими до приема в Счетную палату, а при ее отсутствии — другая равнозначная работа (должность) с учетом их специальности в государственных органах и иных организациях, за исключением случаев прекращения трудовой деятельности за несоответствие должностного лица выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья либо нарушение должностным лицом своих трудовых обязанностей.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 45. Финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется Финансово-хозяйственным департаментом Администрации Президента Республики Узбекистан.
Статья 46. Международное сотрудничество
Взаимодействие Счетной палаты с органами внешнего аудита и финансового контроля иностранных государств, международными организациями и их представительствами осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о Счетной палате Республики Узбекистан
Лица, виновные в нарушении законодательства о Счетной палате Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 48. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Счетной палате Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 49. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
1 июля 2019 г.,
№ ЗРУ-546

Скачать

2 Июль 2019

События

Календарь событий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Фотогалерея