Положение о Счетной палате Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения
 
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность, а также организацию деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан (далее — Счетная палата).
2. Счетная палата в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, другими актами законодательства, а также настоящим Положением.
3. Счетная палата осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц и в своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, подотчетна ему, а также палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
4. Счетная палата является высшим органом внешнего аудита и финансового контроля, независимым и объективным в своих оценках, осуществляющим мониторинг и государственный надзор за полнотой поступлений, целевым и эффективным формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее — Государственный бюджет), государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее — Кабинет Министров), состоянием и движением активов и пассивов государства, воспроизводством, управлением и распоряжением золотовалютными резервами и внешними заимствованиями.
5. Решения, принятые Счетной палатой в рамках представленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения государственными органами и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также их должностными лицами.
6. Счетная палата осуществляет возложенные на нее функции на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности.
 
Глава 2. Основные задачи и функции Счетной палаты
 
7. Основными задачами Счетной палаты являются:
  • осуществление системного анализа формирования параметров проекта Государственного бюджета и их соответствия приоритетам социально-экономического развития, аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования;
  • изучение и контроль полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и других внебюджетных средств, выявление и мобилизация резервов увеличения доходов бюджета путем широкого применения современных информационных технологий;
  • проведение аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и других внебюджетных средств, выявление резервов по их сокращению на всех уровнях, осуществление оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;
  • выработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также оправдавшего себя международного опыта;
  • осуществление оценки оптимальности соотношения республиканского и местных бюджетов, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработка предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности;
  • организация по поручениям Президента Республики Узбекистан контроля за полнотой и эффективностью реализации государственных и региональных программ социально-экономического развития, решений Президента Республики Узбекистан, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны;
  • проведение внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств государства, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
8. Для выполнения возложенных задач Счетная палата осуществляет следующие функции:
а) в сфере осуществления системного анализа формирования параметров проекта Государственного бюджета и их соответствия приоритетам социально-экономического развития, аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования:
  • критическая оценка соответствия макроэкономических показателей и параметров проекта Государственного бюджета приоритетам проводимой политики, а также принятым целевым комплексным программам социально-экономического развития республики;
  • проведение постатейного, пофакторного анализа формирования и исполнения Государственного бюджета, государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров в отраслевом и территориальном разрезах;
  • выдача заключения по проекту Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной год;
  • осуществление контроля и мониторинга за формированием и исполнением Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;
  • проверка полноты и эффективности реализации государственных и территориальных программ социально-экономического развития, а также обеспеченности их источниками финансирования;
  • осуществление внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, представление по ним заключений в Кабинет Министров;
б) в сфере изучения и контроля полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и других внебюджетных средств, выявления и мобилизации резервов увеличения доходов бюджета путем широкого применения современных информационных технологий:
  • системный анализ уровня собираемости налогов и таможенных платежей в разрезе видов налогов и регионов, выявление причинно-следственных факторов, повлиявших на его снижение в отраслевом и территориальном разрезах;
  • анализ деятельности предприятий топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, сферы потребительского рынка, торговли, строительства и других доходообразующих отраслей, направленный на выявление резервов дополнительных поступлений средств в бюджеты бюджетной системы;
  • выявление и обеспечение мобилизации резервов увеличения доходов бюджета на основе анализа и оценки системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования;
  • оценка достоверности базы данных государственных органов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей;
  • оценка объективности и обоснованности прогноза показателей доходов Государственного бюджета с учетом особенностей и налогового потенциала регионов;
  • строгий контроль за полнотой охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, формирование адресных направлений и программ контроля, в том числе на основе анализа и мониторинга базы данных налоговых и других финансовых органов;
  • принятие мер по повышению ответственности и всестороннему содействию финансовым и налоговым органам в качественном формировании и выполнении прогноза доходов, расширении налогооблагаемой базы, обеспечении полноты собираемости налогов и учета налогоплательщиков;
  • проведение анализа и обеспечение контроля по вопросам, связанным с реализацией государственной собственности;
в) в сфере проведения аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и других внебюджетных средств, выявления резервов по их сокращению на всех уровнях, осуществления оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований:
  • осуществление мониторинга за формированием и исполнением расходной части Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;
  • контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, средств государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;
  • контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках;
  • оценка целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;
  • организация и обеспечение контроля за исполнением Государственного бюджета и расходованием государственных средств на всех уровнях бюджетов бюджетной системы и выявление резервов по сокращению государственных расходов;
  • анализ эффективности выполнения финансовыми органами, включая казначейские подразделения, функций по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджетов бюджетной системы;
  • контроль и проверка законности формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;
г) в сфере выработки предложений по дальнейшему совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также оправдавшего себя международного опыта:
  • учет и классификация выявляемых видов нарушений бюджетного законодательства в ходе выполнения возложенных задач;
  • анализ результатов контрольных мероприятий, а также нарушений бюджетного законодательства, причин и условий, им способствующих;
  • анализ нарушений налогового и таможенного законодательства, причин и условий, им способствующих, подготовка предложений по их совершенствованию, отмене налоговых и таможенных льгот, а также изменению ставок налогов;
  • мониторинг реализации норм бюджетного законодательства и выявление отклонений в бюджетном процессе;
  • изучение соответствия бюджетного процесса и бюджетного законодательства международным нормам и стандартам;
д) в сфере осуществления оценки оптимальности соотношения республиканского и местных бюджетов, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработки предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности:
  • систематический анализ и осуществление проверок за формированием и исполнением бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и их сбалансированностью;
  • изучение обоснованности установленных нормативов отчислений общегосударственных налогов между вышестоящим и нижестоящим бюджетами, выделяемых межбюджетных трансфертов;
  • оценка правильности разграничения расходных обязательств между вышестоящим и нижестоящим бюджетами;
  • подготовка предложений по оптимизации соотношения между бюджетами всех уровней, исходя из решения задачи наделения местных органов государственной власти реальными финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач и функций;
е) в сфере организации по поручениям Президента Республики Узбекистан контроля за полнотой и эффективностью реализации государственных и региональных программ социально-экономического развития, решений Президента Республики Узбекистан, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны:
  • формирование базы данных по поручениям Президента Республики Узбекистан, в которых контроль за выполнением возложен на Счетную палату, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны;
  • проведение текущего мониторинга и контроля за ходом реализации поручений Президента Республики Узбекистан, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны;
  • рассмотрение проблемных вопросов, препятствующих своевременному и качественному исполнению поручений Президента Республики Узбекистан, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны, и принятие мер по их устранению в рамках предоставленных полномочий;
  • проверка на основе первичных данных обоснованности информации министерств и ведомств о реализации договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны;
  • внесение информации в аппарат Президента Республики Узбекистан по результатам проведенного мониторинга за ходом реализации поручений Президента Республики Узбекистан, а также договоренностей и документов, подписанных по итогам государственных визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные страны;
ж) в сфере проведения внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств государства, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
  • анализ и оценка мер по укреплению национальной валюты, повышению ее покупательной способности, оптимизации денежной массы и денежных агрегатов и сокращению внебанковского оборота;
  • анализ состояния внешнеторгового оборота республики, оценка формирования и использования платежного баланса республики;
  • осуществление контроля за выполнением прогноза экспорта товаров (работ, услуг) и обеспечением оптимизации импорта продукции;
  • изучение спроса и предложения на валюту на внутреннем валютном рынке, осуществление контроля за конвертируемостью национальной валюты;
  • оценка объемов и целесообразности внешних заимствований, жесткий контроль за эффективным и рациональным использованием средств, получаемых иностранных кредитов и грантов, а также за своевременным обслуживанием внешних кредитов, полученных правительством или под государственную гарантию Республики Узбекистан;
  • осуществление контроля за воспроизводством и операциями с золотовалютными резервами, анализ осуществляемых мер по управлению внешними активами и выработка предложений по их эффективному размещению и переразмещению в зарубежных банках, обеспечение надзора за операциями, проводимыми с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • осуществление контроля за законностью проведения валютных, экспортных и импортных операций;
  • проведение мониторинга за эффективностью управления государственным долгом, контроль за его своевременным обслуживанием.
Счетная палата может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
 
Глава 3. Права и ответственность Счетной палаты
 
9. Для выполнения возложенных задач и функций Счетная палата имеет право:
  • запрашивать и получать от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, иных органов и организаций материалы и сведения по вопросам, входящим в ее компетенцию;
  • получать доступ к базе данных государственных органов и организаций, используемых для реализации возложенных задач;
  • запрашивать и получать от Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
  • организовывать проверки и вносить по их результатам обязательные для исполнения предписания;
  • привлекать в пределах своей компетенции для проведения проверок государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;
  • привлекать работников финансовых, налоговых и других органов к осуществляемым мероприятиям по оценке правильности прогноза доходов Государственного бюджета, расширению налогооблагаемой базы, обеспечению полноты собираемости налогов и учета объектов налогообложения;
  • получать письменные объяснения от должностных лиц проверяемой организации по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;
  • вносить по результатам контрольных мероприятий предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, повышению эффективности деятельности государственных органов и организаций, отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот, изменению ставок налогов, направленных на улучшение налогового администрирования и полноты охвата налогооблагаемой базы;
  • вносить государственным органам и организациям в пределах своих полномочий обязательные для исполнения представления об устранении несоответствий в их базе данных;
  • вносить в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, а также органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарного взыскания к руководителям территориальных налоговых и финансовых органов;
  • выдавать соответствующее заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой.
10. Счетная палата несет ответственность за:
  • организацию качественного выполнения возложенных задач и функций, обеспечение национальных и государственных интересов при внесении Президенту Республики Узбекистан предложений и вопросов;
  • обеспечение исполнительской дисциплины.
Глава 4. Организация деятельности Счетной палаты
 
11. Структура, штатное расписание и Положение о Счетной палате утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
12. Счетную палату возглавляет председатель Счетной палаты, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан, с последующим утверждением Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Председатель Счетной палаты имеет двух заместителей, включая одного первого заместителя, осуществляющих руководство деятельностью Счетной палаты при отсутствии председателя Счетной палаты.
Ответственные работники Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.
13. Председатель Счетной палаты:
  • осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу;
  • принимает решения об организации проверок по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;
  • организует контроль за исполнением принятых Счетной палатой решений;
  • принимает участие в заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их комитетов, а также заседаниях Кабинета Министров при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
  • представляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодные отчеты о деятельности Счетной палаты;
  • представляет Президенту Республики Узбекистан на системной основе информацию о деятельности Счетной палаты, в том числе по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с предоставленной компетенцией.
14. Ответственные работники Счетной палаты:
  • являются должностными лицами, ответственными за реализацию конкретных направлений деятельности Счетной палаты в соответствии с задачами и функциями, определенными настоящим Положением;
  • в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут персональную ответственность за ее результаты;
  • имеют право присутствовать на заседаниях комитетов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, коллегий органов исполнительной власти и других государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
  • не могут заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской и научной работы.
15. По статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения председатель Счетной палаты приравнивается к Государственному советнику Президента Республики Узбекистан, первый заместитель председателя — к первому заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, заместитель председателя — к заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, ответственные работники Счетной палаты — к соответствующим работникам аппарата Президента Республики Узбекистан.
16. Работникам Счетной палаты выплачиваются ежемесячные надбавки в коэффициентах к должностному окладу за:
  • особые условия труда в размере 0,2, которая включается в состав должностного оклада при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок;
  • выслугу лет за непрерывный стаж в следующих размерах: от 5 до 10 лет — 0,1; от 10 до 15 лет — 0,15; от 15 до 20 лет — 0,25; от 20 до 25 лет — 0,35; свыше 25 лет — 0,45 с учетом коэффициента стимулирования.
17. За работниками Счетной палаты сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные классы, дипломатические ранги и другие), присвоенные по прежнему месту работы.
18. Работники Счетной палаты пользуются всеми льготами, мерами материальной и социальной защиты, установленными для работников по прежнему месту работы, с учетом условий труда и с сохранением размеров должностного оклада и иных выплат, действующих в Счетной палате.
19. Время работы в Счетной палате включается в стаж работы, необходимый для получения воинских и специальных званий.
20. Присвоение воинских и специальных званий во время работы в Счетной палате производится по истечении сроков, необходимых для присвоения соответствующих воинских и специальных званий, в порядке, предусмотренном по прежнему месту работы.
21. Работникам Счетной палаты после прекращения их трудовой деятельности обеспечиваются гарантии предоставления им ранее занимаемых либо равнозначных должностей по прежнему месту работы, за исключением случаев прекращения трудовой деятельности за несоответствие работника выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья либо нарушение работником своих трудовых обязанностей.
22. Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между ответственными работниками, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных мероприятий определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым председателем Счетной палаты.
23. Счетная палата организует свою деятельность на основе годовой программы контрольных работ, которая формируется исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими в компетенцию Счетной палаты. Программа контрольных работ утверждается председателем Счетной палаты.
Проверки по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты, во всех организациях осуществляются без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан.
(пункт 23 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 18 января 2018 года № УП-5306 — Национальная база данных законодательства, 19.01.2018 г., № 06/18/5306/0593)
24. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
25. Счетная палата в рамках представленных полномочий поддерживает связи с высшими органами финансового контроля зарубежных стран и их международными объединениями, имеет право заключать с ними соглашения о сотрудничестве.
 
Глава 5. Заключительные положения
 
26. Материально-техническое обеспечение Счетной палаты осуществляется Управлением делами аппарата Президента Республики Узбекистан за счет средств Государственного бюджета.
27. Неисполнение предписаний и представлений Счетной палаты, непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации, а также вмешательство в деятельность Счетной палаты и воздействие в любой форме на ее работников с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций запрещается и влечет установленную законом ответственность.
28. Реорганизация или упразднение Счетной палаты осуществляется на основании решения Президента Республики Узбекистан.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 августа 2017 года № УП-5147

События

Календарь событий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Фотогалерея