Семинар «ECOSAI-2018»: Проблемы существующих процедур финансового контроля и аудита в государственном секторе
Изучение международного опыта и внедрение его передовых достижений во всех сферах является залогом успешности и достижения высоких результатов.
В свете масштабных реформ, осуществляемых сегодня в республике, внедрение передового международного опыта и адаптирование его к существующим реалиям, является одной из важнейших задач для всех субъектов, в том числе и государственных органов.
В этом направлении Счетной палатой Республики Узбекистан ведется работа по расширению сотрудничества в сфере государственного аудита как в рамках международных профильных организаций (INTOSAI, ASOSAI и др.), так и в рамках двустороннего сотрудничества с высшими органами аудита (ВОА) зарубежных стран.
Очередным шагом стало участие сотрудников Счетной палаты Республики Узбекистан в период с 3 по 6 сентября текущего года в г. Стамбуле на семинаре международной организации ECOSAI, посвященному проблемам аудита в государственном секторе.
На мероприятии приняли участие также представители ВОА Афганистана, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Турции и Турецкой Республики Северного Кипра.
Коротко об ECOSAI:
ECOSAI – организация высших органов аудита (ВОА) стран членов Организации Экономического Сотрудничества (ECO, ОЭС), представляющая собой региональный форум ВОА регионов Южной и Центральной Азии.
Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) – межправительственная региональная организация, основанная в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией для содействия экономическому, техническому и культурному сотрудничеству.
В региональном аспекте организация охватывает Западную, Южную и Центральную Азию, а также Кавказ, с территорией 8 млн. кв.км. (в двое больше территории ЕС), населением 457,5 млн. чел. (16% от мирового населения) и ВВП 1,97 трлн. долл. (2,5% от мирового ВВП).
ECOSAI основана в 1994 году, её деятельность направлена на продвижение передового опыта государственного аудита в странах-членах путем проведения семинаров, конференций и учебных курсов.
В настоящее время членами ECOSAI являются ВОА Афганистана, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Турции, Туркменистана, Турецкой Республики Северного Кипра.
Целью семинара являлся обмен опытом и знаниями в сфере аудита в государственном секторе, а также внедрение инновационных технологий в процессы аудита.
Тематика семинара включала презентации и обсуждения по таким направлениям как, рекомендации в проведении аудита эффективности, открытость деятельности ВОА и вовлеченность в нее широкой общественности, важность повышения квалификации сотрудников ВОА для достижения желаемых результатов.
В частности, профессор турецкого Университета имени К. Ататюрка М. Алпертунга в своей презентации представил подробные рекомендации по улучшению проведения аудита эффективности исходя из наилучших практик. Особое внимание им было обращено на следующие аспекты:
- Создание целостной информационной системы аудита. Для проведения аудита необходима система управления информацией, которая работает эффективно и предоставляет доступ к достоверной информации об осуществленных государственных расходах в режиме реального времени. Важным также является получение информации в едином унифицированном формате в разрезе различных отраслей экономики. В этих целях необходимо создание единой информационной базы, охватывающей, в том числе, данные о предыдущих аудиторских проверках. Организация информационного процесса позволит сэкономить время и больше сконцентрироваться на самом процессе аудита эффективности.
- Улучшение навыков рассуждений и сопоставлений. Несмотря на то, что нынешняя система аудита во многом основана на информационных технологиях, качество аудита напрямую зависит от аналитических способностей и профессиональных навыков привлекаемых аудиторов.
В этой связи, необходимо на периодической основе проведение мер, направленных на укрепление кадрового потенциала и развитие навыков аудиторов в части инновационности для достижения высоких результатов аудита эффективности.
- Создание альтернативных и независимых источников финансирования. Аудит эффективности, который является долгосрочным и динамичным типом аудита, взаимодействует с различными учреждениями, методами и процессами. Эта динамичная структура должна поддерживаться самыми современными системами обработки информации и компетентным аудиторским персоналом. Это, в свою очередь, предполагает высокие затраты в свете ограниченных финансовых ресурсов. В ходе презентации предлагалось создание альтернативных источников финансирования (наподобие внебюджетного фонда) для проведения комплексного аудита эффективности, стимулирования аудиторов и привлекаемых независимых экспертов.
- Временные аспекты проведения аудита эффективности. Срок, отведенный на аудит эффективности, является важным фактором, влияющим на его конечный результат. Как правило, аудит эффективности осуществляется в течение 3-8 месяцев, что дает возможность учесть все аспекты деятельности организации и охватить все необходимые стадии аудита (планирование, осуществление проверки, подготовка итогового отчета о результатах). При этом, оптимальный срок аудита определяется исходя из масштабов деятельности организации и системы в целом.
- Создание технических консультативных групп, сопровождающих аудиторские группы. При аудите эффективности, аудитор, который не имеет технических и базовых знаний в той или иной отрасли, будет принимать на себя риски в неизвестных областях, в связи с чем, отчеты об аудите могут быть неполноценными. Поэтому при проведении аудита эффективности необходимо широкое привлечение экспертов из различных сфер.
К примеру, в качестве советников в японском, американском, датском, немецком и канадском ВОА работают множество специалистов разных профессий, таких как инженеры, архитекторы, техники, социологи, историки, специалисты по безопасности и т.д.
- Создание системы управления качеством. Для получения надлежащих результатов аудита эффективности необходимо внедрение механизма последующего контроля с целью оценки результативности реализации рекомендаций аудита. Анализ проблем и причин, по которым отдельные рекомендации аудита не были применены, является неотъемлемой частью данного аспекта.
- Поощрение активного участия всех сегментов общества в процессе проведения аудита эффективности. Аудит эффективности - это процесс, который должен поддерживаться социальными опросами. Таким образом, повышение общественного интереса к аудиту эффективности и учитывание общественного мнения в процессе принятия решений также повысит результативность аудита эффективности.
В этих целях, для повышения результативности аудита эффективности будут полезными регулярные консультационные встречи с представителями науки, частного сектора и гражданского общества. К примеру, ВОА Японии создал «Консультативный комитет по аудиту правительства», в состав которого входят лидеры общественного мнения в различных областях. ВОА Японии оценивает их мнения по различным вопросам с разных точек зрения.
Касательно аудиторских процедур, представители ВОА Турции и Пакистана отметили также о важности саморегулирующей функции внутреннего контроля (аудита) в отдельно взятой организации, а также о необходимости внедрения и установления данной контрольной среды посредством осуществления периодического мониторинга, внедрения ИКТ и оценки рисков.
Другим важным аспектом, поднятым в ходе обсуждения участниками семинара, являлась открытость деятельности ВОА и их взаимодействие с широкой общественностью.
В своем выступлении профессор из Университета Анкары Х. Йилмаз отметил, что ВОА играет немаловажную роль в укреплении доверия граждан к правительству. Таким образом, сотрудничество с широкой общественностью сегодня становится важной политикой ВОА. В этой связи, Х. Йилмаз считает, что ВОА следует стать доверительной организацией путем предоставления отчетов не только парламенту, но и гражданам.
Следует отметить, что в республике в данном направлении уже предприняты важные шаги. В рамках масштабных реформ проводится последовательная работа по внедрению новых механизмов повышения доступности экономических и финансовых статистических данных, а также открытости бюджетного процесса.
В частности, 22 августа текущего года принят Указ Президента Республики Узбекистан УП-3917 «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе».
В соответствии с данным указом, подлежат обязательному опубликованию заключения Счетной палаты Республики Узбекистан по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.
Наряду с этим, в свете динамичных изменений, происходящих практически во всех сферах, особую важность приобретает повышение уровня квалификации сотрудников высших органов аудита.
Так, к примеру, в Турции, Пакистане и Казахстане внедрена национальная система сертификации, через которую аттестуются государственные служащие, специализирующиеся на бухгалтерском учете и аудите. Сотрудники высших органов аудита этих стран проходят обучение с дальнейшим получением диплома CIPFA (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy, Специализированный институт государственных финансов и бухгалтерского учета - единственный в мире профессиональный орган бухгалтерского учета, специализирующийся на государственных услугах) и IPSAS (International Public Sector Accounting Standards, Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе).
В рамках сотрудничества между странами-участницами ECOSAI проводятся также заседания Учебного комитета, целью которого является повышение профессионального уровня и потенциала сотрудников ВОА стран-участниц.
Учебным комитетом проведены 14 учебных курсов по международным стандартам для высших органов финансового контроля (ISSAI), аудиту эффективности, внутреннему контролю, аудиту рисков, экологическому аудиту, аудиту в сфере приватизации и т.д.
Согласно пожеланиям участников, комитетом разработан учебный план на 2018-2021 гг. на такие тематики как, «Финансовый аудит», «Финансовый анализ для проведения аудита эффективности», «IT аудит», «Аудит закупок», «Аудит этики».
С учетом полученных знаний на семинаре международной организации ECOSAI Счетной палатой Республики Узбекистан будет рассмотрен вопрос поэтапного внедрения современной формы государственного аудита,
так называемого «аудита эффективности», получившего широкое распространение во многих экономически развитых странах мира.
В отличие от традиционных методов финансового аудита правильности ведения учета и отчетности, законности и целевого использования бюджетных средств, аудит эффективности нацелен на оценку эффективности
и результативности выделяемых государственных ресурсов
на государственные программы и мероприятия с точки зрения их экономичности и соответствия целям государственной политики, а также выработку рекомендаций по устранению нарушений и повышению результативности использования государственных ресурсов.
Для полноценного внедрения аудита эффективности требуется разработка методологической базы, определяющей порядок его проведения, а также критерии эффективности и результативности расходов.
Исходя из рекомендаций, ознакомленных в ходе семинара поставлена задача по дальнейшему совершенствованию целостной информационной системы аудита, с целью получения периодической информации
о результатах мероприятий по профилактике, предупреждению и выявлению случаев незаконного расхода и хищений средств, проведенных органами финансового контроля и службами внутреннего аудита соответствующих министерств и ведомств республиканского и территориального уровня.
Работы по налаживанию международного сотрудничества с ведущими международными организациями высших органов аудита и зарубежными странами, направленные на развитие информационного обмена и укрепление профессионального потенциала сотрудников Счетной палаты будут продолжены.
22 Сентябрь 2018
События
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |